Cтратегия развития Естественно-географического факультета на 2019-2024 годы
Стратегия развития естественно-географического факультетана 2019-2024 годы
принята на учным советом ЕГФ от 28 марта 2019 года, № 6
Стратегия разработана на основе Закона КР “Об образовании” и других
нормативных актов и Концепции развития ОшГУ на 2019-2024 годы.
В условиях интеграции Кыргызской Республики в мировое
образовательно-научное сообщество актуальной задачей современной высшей
школы становится разработка концепции образования в сфере естествознания,
геодезии, туризма и ветеринарии.
Особенно остро сейчас стоит вопрос о подготовке специалистов
педагогического направления, туризма и сельского хозяйства, то есть
специалистов, призванных создавать и развивать отечественную экономику и
социальную сферу.
Кроме того, для реализации принципа «последовательного образования» на
факультете необходимо предусмотреть возможности реализации программ
обучения «колледж-бакалавр-магистратура-аспирантура-докторантура».
Все вышеуказанное предполагает пересмотр работы кафедр факультета в
настоящий период, улучшение и расширение материально-технической базы,
обновление учебно-методических материалов, повышение квалификации
сотрудников кафедр для создания стратегического преимущества и оказания
качественных образовательных услуг.
Это обуславливает необходимость разработки новых моделей, программ и
технологий подготовки специалистовпо новым требованиям НТП и рынка труда.
Основные направления стратегии развития ЕГФ:
1.Модернизация учебной деятельности
Целью стратегического направления развития является обеспечение качества
образования, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на
современном рынке труда в социальной сфере.
Это означает:
-своевременный пересмотр тематического плана рабочих программ дисциплин
кафедры и большая ориентация изучения естественных наук на реалии
современности;
-обновление учебно-методической базы преподавания специальных дисциплин (в
том числе посредством электронной информационно-образовательной среды);
-повышение квалификации сотрудников кафедр в соответствии с требованиями
потенциальных работодателей.
В связи с вышеизложенным предлагается:
-при приеме студентов на все специальности и направления подготовки ввести
тестирование поосновным предметам выбранного направления;
-предоставить студентам (преимущественно для направления «туризм»)
возможность выбора изучения второго иностранного языка (английский,
немецкийи.д.);
-разработать системы взаимодействия с отечественными и зарубежными вузами и
академическими институтами;
-активизировать включение студентов-иностранцев в общественную жизнь
факультета и университета;
-внедрить в образовательную практику новые научные знания и прогрессивные
методы обучения;
-повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава;
-постоянно обновлять основные и дополнительные образовательные программы по
специальным дисциплинам в соответствии с требованием рынка труда;
-разработать электронные образовательные ресурсы по всем дисциплинам
направлений;
-принимать участие в разработке и реализации различных программ
международного взаимодействия студентов в вузе.
Для этого предполагается:
а)организовать дополнительные занятия с одаренными студентами по
дисциплинам направлений;
б)привлекать студентов к творческим и научным мероприятиям, организуемых на
факультете;
в)осуществить реализацию дополнительных образовательных программ на по
иностранным языкам;
г)организовать семинары, мастер-классы с привлечением зарубежным
специалистов;
д)проводить учебно-методические семинары для преподавателей кафедр.
2. Научная работа
Состояние науки ЕГФ – главный фактор, определяющий как работу по подготовке
научно-педагогических кадров, так и качество подготовки
бакалавров,специалистов и магистров. Главной целью научных разработок
является обеспечение условий развития научно-инновационной деятельности
преподавателя.
Научная концепция ЕГФ – система внедрения менеджмента качества на основе
изучения методологических основ обучения, развития мониторинга качества
обучения, привлечения новых технологий естествознания.
Одним из важных направлений научной работы ЕГФ является теоретическое
обоснование и практическое внедрение в учебный процесс важных методических,
межкультурных и психолого-педагогических аспектов обучения, способствующих
личностно-ориентированному профессиональному развитию будущего специалиста.
В такой системе процесс обучения организуется как равно партнерское
сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя
создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой
получают возможности для удовлетворения важные социально-психологические
потребности студента в признании, уважении, внимания со стороны
преподавателя и других студентов группы.
Результаты научной работы факультета отражаются в научно-методических
публикациях, в выступлениях преподавателей кафедры на научно-практических
конференциях разного уровня, внедрении научных разработок кафедры в учебный
процесс.
3.Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая работа ЕГФ должна быть направлена на выполнения
требований государственного стандарта в сфере высшего образования,
обновление и расширение использования учебных материалов, размещенных в
электронной информационно-образовательной среде. Учитывая требования
создания доступности получения образовательных услуг, кафедры должны
организовать доступ обучающихся к учебным материалам по дисциплинам
кафедры, обеспечить возможность самообучения и самоконтроля для студентов.
Сотрудникам кафедр следует внедрять новые формы обучения при сохранении
хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм обучения.
Это:
-активные методы обучения;
-интенсивные формы обучения;
-использование ролевых и деловых игр;
-составление компьютерных обучающих и тестирующих программ;
-организация учебного материала в виде модулей; участие в
модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов;
-возможность дистанционного обучения и по индивидуальному учебному плану
(особенно для студентов, работающих по специальности);
-возможность новых форм отчетности студентов и
-организация и проведение научных конференций, семинаров, презентаций и
других мероприятий с участием студентов, магистров и аспирантов;
-поддержка и развитие кадрового потенциала (приглашение ведущих
специалистов из других стран для краткосрочных курсов);
-стажировка преподавателей кафедр в ведущих отечественных или зарубежных
вузах.
4.Воспитательная деятельность
Создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение
качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной
деятельности его субъектов, что предполагает реализацию комплекса
принципов:
-направленность воспитательной работы на сохранение и укрепление
психического, духовного и социального благополучия студентов и
преподавателей;
-открытость целей, содержания и форм образовательно-воспитательного
процесса и свобода выбора, позволяющие каждому студенту и преподавателю
самореализоваться через различные программы и курсы, через широкое
сотрудничество кафедр с другими воспитательными и культурными учреждениями,
общественными организациями, через широкое самоуправление студентов и
преподавателей;
-педагогическую поддержку самовоспитания личности студентов и
преподавателей.
Результатом практики создания парадигмы педагогической поддержки студентов
является совместное проведение конференций, олимпиад, «Недели науки»,
различных конкурсов, совместные посещения культурно-досуговых мероприятий и
т.д.
5
.Укрепление и расширение материально-технической базы
-расширение материально-технической базы по использованию объектов
инфраструктуры (сохранение аудиторного фонда, приобретение интерактивных
досок, компьютерной техники, проектора, возможность проведения занятий с
использованием интернет-ресурсов;
-приобретение необходимой учебной и научной литературы;
-создание учебно-методической базы по всем направлениям подготовки.
обеспечения эффективности учебного процесса для своевременного пересмотра
формы и методов контроля знанийстудентов;